Федотов Валерий Павлович (matholimp) wrote in covid19stat,
Федотов Валерий Павлович
matholimp
covid19stat

Category:

Каким должно (было) стать дистанционное обучение в школах

С https://matholimp.livejournal.com/1971780.html :

Дистанционное обучение внезапно оказалось в тренде. Поэтому пишут о нём сейчас все, кому не лень, вплоть до вездесущего Онищенко. В итоге громкое большинство минимум в 99% составляют публикации несведущих профанов. А 9 из 10 написанных педагогами статей о дистанционном обучении явно свидетельствуют об отсутствии у их авторов нужного опыта. Остаётся в лучшем случае одна на тысячу вменяемая публикация, безнадёжно тонущая в море информационного мусора. Тогда как 999 из каждой тысячи публикаций внушают ложную мысль, будто во всех бедах виноват переход к дистанционной форме обучения, а не безграмотное её использование неумелыми учителями.
Мастерство педагога базируется на трёх составляющих: знании предмета, владении его методикой и использовании технологий обучения. Даже с первыми двумя у многих учителей далеко не блестяще. А с технологиями дистанционного обучения до 2020 года подавляющее большинство вообще не сталкивалось. Школы не испытывали в них ни малейшей потребности, а нормативные документы до минимума ограничивали возможности.
Начало пандемии сопровождалось авральной перестройкой образовательной среды. Школы в директивном порядке были переведены на дистанционное обучение без объяснения, что и как нужно делать. Из-за отсутствия времени на обучение учителей нужным технологиям ограничились переводом уроков в (видео)чаты. В итоге последняя четверть была предсказуемо провалена: учителя тратили на такие уроки гораздо больше времени, но добились при этом значительно меньших результатов.
Казалось бы, министерство образования должно было бы сделать надлежащие выводы и потратить лето на подготовку к осени. Но главной темой лета стал конституционный переворот, ради которого внушалась иллюзия, будто пандемия побеждена и больше не вернётся. Возвращения дистанционного обучения тоже не ждали, что и привело к повторению весеннего провала осенью.
А теперь о том, что следовало бы уже сделать. Прежде всего, вспомнить давно забытое старое. В СССР было развито учебное телевидение. Этот ресурс позволяет освободить учителей от проведения уроков в лекционной форме. В старших классах по многим дисциплинам большую часть нового материала удобно излагать именно так. Достаточно было составить единую сетку расписания, поднять старые архивы и записать лекции лучших учителей и специалистов по отсутствующим темам. Кроме жёсткой привязки уроков к сетке телеканалов, теперь можно выкладывать видеоролики в интернете, чтобы ученики обращались к ним по мере необходимости.
Другая важная сторона учебного процесса — упражнения, контрольные работы и тесты. Здесь тоже по большинству дисциплин создан хороший задел, включая интерактивные программы с обратной связью. Нужно было только собрать уже имеющиеся педагогические программные средства, систематизировать их, выбрать лучшие.
Наконец, нужна радикальная организационная перестройка всего учебного процесса. Привязка учеников к школам по территориальному принципу уже не требуется, а отказ от неё даст огромный выигрыш времени, денег и пр. В школах достаточно оставить только завучей, ведущих учёт успеваемости и реагирующих в случае длительного отсутствия связи с отдельными учениками.
Учителя же регистрируются на соответствующих порталах. Их работой станет консультирование в (видео)чатах, проверка письменных и других работ и т. п. При этом не нужно жёстко закреплять учеников за учителями. В случае проверки работ это повысит объективность оценок и постепенно приведёт к выравниванию их стандартов.
Да, какая-то часть учителей не сумеет вписаться в новый режим работы и уйдёт из школ. Не думаю, что кто-то будет сильно об этом сожалеть.
Subscribe

promo covid19stat april 19, 2020 07:03 13
Buy for 10 tokens
Свежее с https://matholimp.livejournal.com/1923087.html : Канун дней рождения величайших мерзавцев, сильнее других повлиявших на историю ХХ века (рамки которого задним числом разумнее определять как 1918-2018), побуждает к юбилейному тексту. На исходе первой мировой волна социалистических…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 4 comments